Текст письма
От ветерана войны и трудовой работы Кузьмина Ивана Дмитриевича.
Пионерам и пионеркам, всем добрым людям, интересующимся моим пройденным путем жизни во все время моей жизни. Всего на всего желаю от всей души никому нигде не видеть такого пережитка, не видеть таких страстей, таких чудовищей, что я видел и пережил.
Призван на кадровую службу в 1937 году. Служить попал в г. Краснодар. Через пять месяцев был младшим командиром. Мне доверили командовать и воспитывать 13 человек. Товарищи ко мне быстро привыкли, и я к ним.
Все было хорошо. Вдруг тут в 1939 финская война. Потом в этом же году, может и ошибусь, свершилось Польско-турецкое событие. Из Краснодара всей частью переправили в г. Новороссийск. Товарищи, вместе с какими служили, прослужили по 2 года. А меня и остальных младших командиров отделения оставили на год для усовершенствования знаний. Ровно день ото дня прослужил 3 года.
Но это разве всё, разве мы не понимали, что кругом напряженная обстановка. Мы в это время не дрогнули, нет! Небольшой промежуток времени прошел после демобилизации. И вдруг 22 июня 1941 года. Объявлена война. Ровно в четыре часа утра. Привез ребят трактористов из колхоза «Пятилетка» д. Хитровщина, заболели с расстройством желудка, остались сейчас как свидетели: Андреев В.Е., Ульянов В.Е. Мы в это время работали в тракторной бригаде, где был бригадиром Дыхнов Петр, а помощником Кисляков Н.Ф (Р).
Подскажите, пионерия, кто был в это время, 1941, директором школы? По внешности, по виду помню, фамилию забыл. Он ко мне приехал на лошадке верховым примерно в 21.30 часа, вручил повестку на фронт. Как вы думаете, легко ли это было 22 июня. В дороге были больше месяца только попал не знаю как в город Новгород на буксир «Каракозов» 29 июля. А сколько товарищей погибло в дороге. 29 июля г. Новгород оз. Ильмень.
14 августа фашисты Новгород взяли. Нам пришлось по течению реки Волхов дойти до озера Ладога. «Каракозов» по полноводию Ладоги не разрешен к выходу. Случайно попал на тральный флот. Тральщик УКЧ. Прослужил на нем до октября 1944 г. Переправили на Балтийское море УКЧ, и там не разрешили, переправили на МБТЩ 377 малобазовый тральщик. И тут на год оставили для выполнения государственного задания. Запасникам война была 4 года. А мне сочтите, сколько в конце декабря 1946 года?
Награды основные фронтовые: «За оборону Ленинграда», «За Победу над Германией», орден «Красная Звезда» и благодарность Сталина.
Дорогие дети, внуки-правнуки! От всей души желаю вам не видать того, что я и ряд других ветеранов видели, не видать всем людям такого чудовища. Живите под таким чистым ясным небом, учитесь хорошо, внимательно слушайте учителей – это первые наши наставники, это первые наши воспитатели. Кузьмин.
История буксира «Каракозов»
Несколько слов о буксире «Каракозов», на котором служил Кузьмин И.Д. и о котором он упоминает в письме.
В 1914 году на Невском судомеханическом заводе Петербурга по заказу господина Шкаликова П.К. построили паровой буксир «Восходъ», который приписали к Петроградскому порту.
В 1917 году Шкаликов П.К. продал буксир «Восходъ» господину Сапотницкому, но тот не успел полноценно распорядиться новым приобретением, поскольку грянула октябрьская революция.
25 июля 1918 года в связи с фактическим отсутствием владельца, сбежавшего за границу, буксир национализировали, изменили написание судна на «Восход»и передали Волхово-Ильменской военной флотилии. Там корабль вооружили, перевели в категорию вооруженный пароход и 3 февраля 1919 года переименовали в «Фридрих Адлер».
14 июня 1919 года вооружённый пароход «Фридрих Адлер» передали Онежской военной флотилии, которая тут же переименовала его в «Сторожевое судно №15».
В 1922 году сторожевик разоружили и передали Мариинскому областному управлению водного транспорта. Он получил название «Баргузин» и вернулся в категорию буксирного теплохода.
В 1938 году судно вошло в состав ГП «Северо-Западное речное пароходство НКВТ СССР» в связи с чем получило наименование «Каракозов».
В началом Великой Отечественной войны о боевом революционном прошлом старого буксира вновь вспомнили. Канонерку вооружили и 28 августа 1941 года зачислили в состав Ильменского состава кораблей. Однако, уже через месяц 19 октября 1941 года канонерку «Каракозов» разоружили, вывели из боевого состава и передали Ладожской военной флотилии Балтийского флота. Во время блокады Ленинграда буксир «Каракозов» толкал по Ладоге баржи с продовольствием и боеприпасами.
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. 14 октября 1943 года буксир «Каракозов» переименовали в «ЛФ-155» (Ладожская флотилия судно 155), после чего он продолжил таскать баржи по Ладоге.
По окончании Великой Отечественной войны в 1945 году буксиру вернули название «Каракозов» и приписали ГП «Северо-Западное речное пароходство НКРФ СССР». Там он двадцать лет проработал на Новоладожском канале. В 1960-х годах старика передали Новоладожскому судоремонтному заводу СЗРП МРФ РСФСР. На судоремонтном заводе буксир проработал до самого списания в 1975 году.
Сведения об авторе письма
Кузьмин Иван Дмитриевич — родился и всю жизнь прожил на Краснополье. Ветеран Великой Отечественной войны. Всю войну с 1941 по 1945 годы служил матросом на военном корабле Ладожской флотилии. Участвовал в обороне Ленинграда. После войны работал в краснопольском колхозе «Новый Путь».
В публикуемой выше расшифровке текста письма сохранена стилистика автора.
Приводим рукописный текст оригинала письма.